Главная > Библиотека > Кондраков И.М. > Статьи > 6 июня - День рождения Александра Сергеевича Пушкина и день Русского Языка
6 июня - День рождения Александра Сергеевича Пушкина и день Русского Языка
Автор: Кондраков И.М. 3190
Скачать— статью в PDF (909.37 Кб.)
Завтра - 6 июня отмечается День Рождения Великого Русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в честь которого и отмечается День Русского Языка. А. Пушкин родился в Москве в1799 года. Примечательно, что уже 6 июня 1880 года в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину. В условиях современности Пушкинский день отмечается ежегодно. А в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
В 1997 году день 6 июня получил государственный статус Дня рождения известного поэта в результате принятия Указа Президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».
Кондраков И.
НАТАЛИ
Зачем-то чудное мгновенье,
Как дивный клипер на мели.
В нем пробудили жажду, рвенье
К совсем уж юной Натали.
Святое нежное созданье,
Судьбу поэта озарив,
И нежной, как у павы, дланью
Любви мгновенья подарив.
Час пробил. Над судьбой поэта
Сгустились тучи в тот же миг,
Когда на фоне празднеств света
Блондин, как бестия, возник.
Ловец удачи и чинов.
Французик, ловелас, иуда.
Альфонс... большой поклонник блуда,
С французской горечью вино....
Ах, Натали, ах Натали!
Лица не увидать вдали.
И пред собой не рассмотреть -
Хоть и приблизиться на треть.
Убит, убит Пиит России.
Лишь голос слышится вдали:
Ужель не знала - он Мессия,
О, Натали, О, Натали!
О Русском языке и литературе
СЕКРЕТЫ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ
Инна Казачанская
На протяжении столетий паразиты уничтожали Великий Русский Язык. Делали они это достаточно скрытно, через «реформы», направленные, якобы, на упрощение языка, чтобы сделать его «общедоступным». Кто только не изгалялся над ним: и монахи-провокаторы - Кирилл и Мефодий, и Петр-I, и Луначарский, и нынешние горе-«реформаторы», превращая его из образного в безобразный. А английские дипломаты, прибывшие в Россию через Русский Север, были очень удивлены, что эти «варвары-славяне» знают минимум два языка, а в святом углу рядом с Библией у них лежал учебник арифметики и грамматика… Богатый язык не появляется сам по себе. Он есть результат развития его носителей в течении многих тысячелетий. Он зеркало истории каждого народа. Наши предки оставили нам самый богатый, совершенныйи красивый Великий Русский Язык. Судите сами.
Всем известны многочисленные современные аббревиатуры – ЖКХ, ООО, ОАО, РФ, ЦИК …, их тысячи, безликих, пустых звукосочетаний. Сравните: АЗБУКА, ПЕРУН, ДАЖДЬБОГ, МЕЧ, ЧЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, НОЖ, ЖИТО, ЖИЗНЬ, СОХА. Это тоже сокращения. Слова эти в русском языке очень древние, и Александр Иванченко в своём романе-исследовании «Путями Великого россиянина» раскрывает их подлинный смысл, ибо до-кирилловская русская азбука представляла собой не просто буквенное обозначение звуков, а определённую систему символов, каждый из которых имел не только звуковое, но и своё самостоятельное смысловое значение.
Начнём с аббревиатуры АЗБУКА, которая дошла до нас без изменений. Но, после введения в славянскую письменность христианской буквенной символики болгарским «просветителем» Кириллом, а затем варварской реформы нашей письменности сразу после Октябрьской революции, большинство людей теперь и не подозревают, какой смысл заложен в эту аббревиатуру. В нем-то как раз и есть начало и особенность материалистических знаний всех славяно-ариев.
Так, греческое «алфавит» состоит из двух слов: «альфа» — начало и «вита» — жизнь. Ничего подобного в аббревиатуре «азбука» вообще нет. Здесь на первом месте стоит даже не человек, символ которого пятиконечная звезда, а только её верхний луч — голова, то есть вместилище разума. Рождаясь, ребёнок издаёт первый звук: «а-а-а…» Но, начиная от этого момента и до того времени, пока он овладеет речью, мозг его должен увеличиться в своём объёме, как подсчитали биологи и генетики, в девять раз. Поэтому на втором месте азбучного ряда девятая буква «З» — Зоря, символизирующая свет. Потом идёт вторая буква «Б» — Бысть, означающая «бытие в совести». Затем двадцать первая «У», означающая движение семи творческих начал в их триединстве: Кола Молока, Кола Суры и Кола Ярила. Буква «У» изображалась как обращённый вниз верхний луч пятиконечной звезды, ибо все творческие начала нашей части Сварожья направлены к Земле, на которой есть жизнь.
Далее идёт двенадцатая буква «К», поскольку Земля находится под постоянным влиянием двенадцати знаков Зодиака, и это даёт корень всему сущему. Затем снова «А», не освещенное светом Зори, то есть всё предыдущее для разума последующего, которому ещё предстоит принять свет Зори.
Древнее начертание аббревиатуры «АЗБУКА» такое:
Каждая буква тоже имеет свой смысл. «А» представляет собою одновременно и луч звезды, и срез пирамиды, энергетический центр которой находится между двумя равными нижними долями и третьей верхней. Будь в этом месте между стенками пирамиды какой-либо электропроводник, вся энергия из неё по нему пойдёт во вне. Но ведь мышление без энергии невозможно. Поэтому энергетический центр свободен, горизонтальная чёрточка отсутствует. Справедливости ради следует сказать, что наложил её не Кирилл, это дело рук каких-то других, более поздних «мудрецов». Значение символов в жизни человека эти «люди» понимали глубоко.
«З» — зигзаг молнии, чтобы подчеркнуть, что «Зоря» имеется в виду именно как свет.
«Б» — вертикаль зримого бытия с примкнутой с ней обращенной вправо нижней частью буквы «С». Полное «С» представляет собою направление влево, к сердцу человека, соединение двух разумов: земного и космического, согласное единение которых и есть совесть, ее высшая ипостась.
Пока же, в начале пути, человек должен слева направо, то есть по закону движения естественной спирали (наглядный пример тому движение часовой стрелки), а не наоборот, как письмо справа налево, словно бы раскручивающее естественные витки спирали в обратном направлении, двигаться сам, со своей частью разума навстречу разуму космическому. Поэтому угол примкнутой к вертикали зримого бытия нижней половины буквы “С” и поднят вверх.
Следующее “У” уже было объяснено. За ним идет “К” — “Корень”. На вертикали зримого бытия как бы две буквы “А”, одна обращена вверх, другая — вниз, но углы их удалены друг от друга на некоторое расстояние. Это - символы знаков Зодиака, шести южных (нижних) и шести северных (верхних). Влияние их на Землю при посредничестве Луны одинаково, но между ними такой же экватор, как и на Земле, разделяющий нашу планету на два полушария, Южное и Северное, которые хотя и составляют собой единую сферу, но у каждого полушария знаки Зодиака свои. Поэтому между их обобщенными символами у буквы “К” и остается как будто экваториальная полоса, соответствующая тропику Рака и/ или Козерога.
Между энергетическими характеристиками северных и южных знаков Зодиака есть некоторое различие, как и между их широтными полосами. Излучаемая Луной, которая за один месяц проходит все полосы Зодиака, на наши широты общая сумма межзвёздной энергии во взаимодействии с биоэнергией человека может дать «Хор» через полтора и одну четверть периода или цикла Юпитера.
Полтора периода — 18 лет, когда человек созревает для брачных уз. Через год родится ребёнок, еще через два года он овладеет речью, а через три года уже будет всё понимать. Тогда и получится Хор — Семья. Поэтому буква “Х” — «X» стояла на двадцать втором месте, «Ё» тоже было, но отдельной буквой оно не считалось, а лишь как флексия «Е» — иное произношение одной и той же буквы.
Простое сравнение смысла двух слов, вернее, словосочетания «алфавит» и аббревиатуры «азбука» говорит само за себя, особенности и направленность мышления, а значит, и широту, и уровни познаний греков и русичей трудно даже сопоставить.
СЛОВА СЛАВЯНСКИЕ - АББРЕВИАТУРА
Далее – ПЕРУН:
Все буквы читаются как символы: “П” — “ПУТЬ”; “Е” — “ЕСМЬ” в значении “СУЩНОСТЬ”; “Р” — “РОД”, но тут во множественном числе, на что указывает черточка над последней буквой “Н”; “Н” — “НАШИХ”; “У” — движение.
В общем контексте получаем: «путь движения сущности родов наших».
Как видите, ничего сверхъестественного или божественного в его общепринятом понимании. ПЕРУН — это совокупность физических законов, определяющих гармонию движения материи или её круговорота, как неорганики, так и органики, ибо всякая органика, в том числе и наша плоть (сущность), состоит из элементов неорганики, и любая форма жизни есть соответствующая форма организации материи, способная воспринимать энергию извне и с её помощью вырабатывать свою. Что изначально послужило причиной образования великого множества этих форм, наши пращуры, как и современная наука, не знали, но им хорошо была известна небесная механика и влияние гелиоэнергии на различные виды материи на Земле.
ДАЖДЬБОГ:
“Д” — одно из двух начертаний буквы “Д”, символизирующее “ДОБРО”; “А” — “ВМЕСТИЛИЩЕ РАЗУМА”; “Ж” — “ЖИЗНЬ”; “Д” — “ДОМ”; “Б” — “БЫТИЕ В СОВЕСТИ”; “О” — постоянно; “Г” — “ГЛАС” (речь).
Смысл: “постоянное добро в мыслях, в делах, в доме, в речах есть бытие в совести”. Называя Даждьбога своим дедом, древние русичи имели в виду этот завет прародителей.
МЕЧ:
“М” - “МОЯ”; “Е” - “СУЩНОСТЬ”; “Ч” - “ЧЕСТЬ”. Смысл: “честь моей сущности”.
ЧЕСТЬ:
“Ч” — в значении “ЧЕТИ” (согласие); “Е” — “СУЩНОСТЬ”; “С” — “СОВЕСТЬ”; “Т” — “ТЕБЕ”. Смысл: “согласие сущности и совести к тебе”. То есть наши пращуры понимали ЧЕСТЬ как отношение к другому человеку без лукавства в поступках и мыслях.
И, наконец, ЛЮБОВЬ:
“Л” — две вертикали зримого бытия, у первой из которых лишь одно начало, мужское или женское — пока неизвестно, инициатива любви одинаково может принадлежать и мужчинам, и женщине, поэтому на второй вертикали начало вообще не обозначено, оно появится после того как две эти вертикали сольются в одну и вместе дадут “Ж” — “ЖИЗНЬ”; “Ю” — “ВЛЕЧЕНИЕ” (так и писалось, одной буквой); “Б” и “О” нам уже знакомы; “В” — “ВЕДИ” (изведать, познать).
Смысл: “влечение друг к другу для постоянного бытия в совести и познания”.
Как символ полная буква “Л” тоже обозначала “ЛЮБОВЬ”, а только первая ее часть — “ЛОЖНАЯ ЛЮБОВЬ”, обратите на это внимание.
Ко многому обязывали на Руси еще два слова: имя человека, а также имя его народа. Светослав — человек светлой славы. А вот первоначальное начертание слова “РОССИЧИ”:
“Р” — “РОДЫ” в значении “народ”; “О” — “постоянно”; “С” — “СОВЕСТЬ”; “I” — союз “и”; “Ч” — “ЧЕСТЬ”; второе “I” — гласная-звук в конце слова во множественном числе.
Получаем: “роды совести и чести постоянно”. При этом слово “совесть” имело двойное значение: как согласное слияние разума человека и разума Природы, и, как символ чистоты. Отсюда слова “роса” и “Рось”.
В этом самоназвании народа меньше всего самоумиления или самохвальства. Нет, если мы вспомним, что у россичей не бытие определяло сознание, а наоборот, сознание — бытие, тогда поймём, что здесь выражена квинтэссенция их главных мировоззренческих идеалов и те важнейшие жизненные правила, которые человек, чтобы быть достойным имени своего народа, обязан выполнять. И в двойном «С» тоже заключено правило: чистоте духа и разума должна соответствовать чистота тела.
В языке, который вырабатывался тысячелетиями главные законы семантики (образования смыслового значения слов) которого не меняются, отражается духовная суть, особенности мышления и уровень миропонимания народа. Потому-то смысловое значение, которое мы сейчас вкладываем в слово «народ», на Руси издревле определялось словом «языче», то есть слово «языче» является синонимом слова «народ». Понятие «язычник» существовало и в дохристианские времена, означая отступника рода, изменившего заветам своих пращуров, изгнанника. «Язычник» — это «ЯЗЫЧе НИКакой». «Христианизаторы» же «язычниками» стали называть всех тех, кто остался верен Ведическому мировосприятию.
Посмотрим, однако, еще те четыре слова.
НОЖ:
Первая буква в слове «нож» читалась как «намi» — «нам», вторая «О» — символ постоянства, у третьей «Ж» справа апостроф хвостиком вверх — «живот», то есть «существование». Буквально: «нам для существования». Понятно, что орудие.
ЖИТО:
Означает: «живот тебе постоянно». Наши пращуры знали, что из всех хлебных злаков зерна ржи содержат в себе наибольшее количество элементов, необходимых для существования человека. Потому и более позднее словообразование «рожь» произошло от с лова «роженица» — «рождающая жизнь».
ЖИЗНЬ:
«Живот, зоря, нам, вместилище разума». Получаем: «наше существование в соединении с разумом, освещенным светом», то есть, иначе говоря, разумное существование, а не просто существование.
СОХА:
«Совесть, постоянство, хор, вместилище разума». Вспомним, что древнерусское понятие «совесть» состоит из согласного единения двух разумов: человека и Природы. В итоге получим: «постоянный разум человека и Природы для хора (семьи или сообщества) и разума последующего».
Вот подлинный смысл четырёх слов, значение которых изменили паразиты, надеясь, наверное, что вскоре мы вообще перестанем понимать свой собственный язык и все отречёмся от «диких» пращуров своих. Для чего такая установка, объяснять не требуется.
А. Иванченко хотел только, чтобы читатель задумался над словом «СОХА». Ведь когда Русь начала заниматься земледелием, её население по своему количеству в сравнении с теперешним было ничтожно, а пространства такие же громадные. Но можно ли, не кривя душой, сравнить современное отношение к природе и труду с тем, какое изначально сформулировано нашими пращурами в слове «СОХА»? Задумайтесь, читатели, и ответьте сами себе.
Библиографический список:
1. Книга Александра Семёновича Иванченко «Путями Великого Россиянина».
2. А.С. Иванченко. Путями Великого Россиянина. Роман-исследование о подлинной истории Руси-России/Редактор и издатель Гусев О.М. - Санкт-Петербург, 2006, 337 с.
Пути достижения успеха на уроках
литературы У Е.Н. Ильина
Кондракова С.О.
Развитие нашего общества и всей цивилизации по пути технократического общества привело к тому, что в нем возобладало стремление к удовлетворению избыточных материальных потребностей, накоплению богатства, сверхприбылей, увеличению наслаждений. Наука в меньшей степени стала проявлять интерес к поиску Истины, Красоты, Добра, к пониманию Возвышенного и Вечного. Тем самым общество лишается гуманистических идеалов [1. - С. 24-26].
В современном обществе Сердце и мозг, чувства и разум оторвались друг от друга. Академик РАН В.Н. Волченко в своем выступлении на Втором Международном Конгрессе «Реальность тонкого мира» (1995 г.) убедительно показал, что «один из путей выхода из нравственно-экологического кризиса заключается в совершенствовании человеческого сознания, в замене жизненных ориентиров с потребительских на духовные» [1. - С 24; 2. – С. 10].
Необходимость усиления духовного воспитания детей и молодежи обусловлена также и тем, что современное российское государство утратило официальную идеологию, а общество лишилось многих духовно-нравственных ориентиров, гуманных идеалов. Сведены к минимуму воспитательные функции образования. Поэтому проблема Духовного, нравственного воспитания, особенно в системе образования, является актуальнейшей. В решении этой проблемы в свое время внесли огромный вклад педагоги-новаторы: К..Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Ильин, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Щетинин и др.
Среди известных педагогов-новаторов, разработавших свои методические системы обучения в педагогике сотрудничества особое место занимает учитель-словесник Е.Н.Ильин. Преподавание литературы тесно связано с проблемами воспитания. Помимо передачи знаний учащимся, педагог-новатор видит смысл своей деятельности в «неотложной потребности что-то улучшить в сегодняшней жизни ребят, самоутвердиться в их – по моей учительской воле! – состоявшейся судьбе, в зеркале спасенной души увидеть свой труд» [1. - С. 210]. Ильин четко определяет роль своего предмета в воспитании и обучении: «Урок литературы… - Таинство сообщения Добра и становления Личности» - личности с большой буквы. В то же время он обращает внимание на то, что «у школы нет права отставать от времени, закрывать двери классов перед мощным информационным взрывом» [См.: 1. - С. 231, 237]. Без развития интеллекта, познания и понимания окружающего мира, справедливо полагал педагог, невозможно формирование гармоничной личности, ибо возможности разума растут только по мере роста нашего понимания и осознания предмета познания. В противном случае наши знания не более чем информация о предмете познания, позволяющая адаптироваться к окружающему миру.
«Сегодня уже не только «физикам», - подчеркивает Ильин, - но и «лирикам» нужны формулы – как результат особого искусства в обилии фактов находить связь и работать не фактами, а связью, за которой факты» … Во многом найти «главное, в нем и через него решить всё остальное», в том числе и воспитать гармоническую личность [См.: 1. - С. 185; 2-53].
Чтобы наглядно показать взаимосвязь между учеником (У), книгой (К) и литературой (Л), возникающие в процесс обучения проблемы, а также наиболее эффективные пути к успеху, Ильин предложил своеобразный дидактический треугольник (рис. 1.), вершинами которого являются указанные объекты исследования – У, К и Л. Учитывая современные тенденции (социальные, духовные, психологические), влияющие на учебный процесс, педагог-новатор исследовал линии (стороны) треугольника: К – Л, У – К и У – Л и пришел к выводу, что идти в литературу прежним путем – по линии К – Л, значит заранее обречь себя как учителя-словесника на неудачу.
Чтобы достичь успеха в обучении, без чего невозможно формирование гармонической личности, основное внимание учителя необходимо направить на ученика (грани К - У) [См.: 2. - С. 40-44]. «На этой грани треугольника учитель духовного обретает себя, - отмечает Ильин, - ибо без творчества, инициативы, собственных открытий тут и шагу не сделаешь. Чтобы с книгой дойти до ученика, нужен крупный план того и другого. Здесь литература – в самой книге, а ученик – в человеке. Главное увидеть его еще крупнее, чем саму книгу. И тогда – чудо! Без призывов, понуканий, угроз, зачетов ученик сам пойдет навстречу книге, в которой нашел себя. Прочитать уже не проблема…» [2. - С. 42]. Таким образом, будет сделан первый шаг к успеху. Педагог-новатор видел ключ к решению проблемы – «главную закладку», не «в самой книге, а между книгой и учеником: она-то и спасает разом обе ценности», «ибо анализ – это поиск ученика в книге», а сама книга «не для экзамена…, а для жизни» [См. там же].
Ильин считает, что «методика обнаружения» своего «я» в художественном произведении только зарождается, но ей принадлежит будущее. «Механизм приобщения ученика к книге», указывает педагог, кроется в «синтезе ценностей», каждую из которых наука осмыслила, но «их взаимодействие не разгадала и не обеспечила» [См.: 2. - С.42; 128].
Если движение от «исходного К целевому и конечному У, -подчеркивает Ильин, – в основном образование, то встречный путь ученика к книге и книгам – уже самообразование… Связать К и У и вызвать взаимодействие можно лишь фактором жизни. Иных способов дойти до каждого (!) ученика и каждого (!) позвать в книгу у нас нет» [2. - С. 42-43].
На отрезке КЛ решающее значение учитель-словесник придает самой науке, преподаваемой в виде учебной дисциплины, которая помогает увязать книгу с книгой, «выявляет духовный потенциал самой большой Книги (литературы) как учебника жизни». Эта грань вместе с гранью К - У позволяет формировать «линию схемы Л - У (личностную), где «стимул движения на этом отрезке в самопознании себя, т.е. своего духовного «я»» [См.: 2. - с. 43].
«Движение», новые, повторные шаги к исходному вдоль граней треугольника (указано стрелками) в результате образуют еще больший треугольник, «на периферических наращениях которого формируются Опыт, Культура, Духовность» [См.: 2. – С.43]. В этом процессе очень важна роль учителя, - подчеркивает педагог-новатор, - так как «он присутствует везде, во всех трех точках и линиях. Он и начало, и катализатор процесса. На линии К – У через сотрудничество, рождая самодвижение, он подключается к творческому поиску ученика, вместе с ним осваивая литературу» [См.: 2. - С. 43]. «Сотрудничество, - подчеркивает педагог-новатор, - это когда обе стороны интересны!» [1., С. 236]. На линии К – Л вместе с книгой рука учителя, которая «как и рука Данко», должна нести «огонь горящего сердца и множество таинственных закладок – ответов» [2. - С. 44]. Каждая линия направлена к определенной цели и обеспечивает свой успех. На каждой линии (грани) треугольника образуется свой треугольник, отражающий развитие конкретной линии. В итоге, от треугольника УКЛ, охватывающего преимущественно процессы воспитания и обучения, в процессе развития происходит постепенный переход к треугольнику КОД, отражающего процессы формирования и становления высокодуховной гармонической Личности. Весь процесс представляет собой цепочку взаимосвязанных целей, направленных на достижение цепочки успехов.
В качестве основополагающих положений в данной системе обучения, считает Е.Н. Ильин, выступают гуманизация отношений учителя ученика, личностный фактор, индивидуальный подход, создание ситуации успеха в изучении литературы.
Он отмечает, что именно такой учебный предмет как литература имеет для их реализации уникальную возможность, и доказывает, что в каждом художественном произведении есть судьбоносная страница, обеспечивающая успех урока. Ильин настаивает на введение в педагогический оборот принципа гуманизации знаний (ПГЗ): «Знания – сила, но только, если в нем прорастает человек, состоявшийся и защищенный не только самим знанием, но знанием самого себя. И книга здесь должна содействовать, а не уводить в свои технологические лабиринты выполняя будто бы учебную, а на самом деле отвлекающую роль. Учебная роль художественной книги – нравственно помочь школьнику средствами искусства. Отбор знаний – это поиск болевой точки, той, где книга и жизнь пересекаются» [2. - С. 44-45]. Именно в ней возникают противоречия, которые предстоит разрешать через уроки литературы, готовя школьников к жизни.
Ильин обосновывает свое кредо педагога следующим умозаключением: ничего не может быть важнее человека, начинающего жить и жизни, которая открывается перед ним. Книга помогает найти свой путь в жизни.
Не разрушая целостного подхода к книге, Ильин уделяет большое внимание ее особо значимым фрагментам, которые побуждают учащихся многократно перечитывать книгу.
Для этого педагог-новатор использует такой метод как - художественный анализ литературного произведения и следующие виды деятельности:
- общение с учеником как личностью равной учителю;
- общение с книгой как средство воспитания личности [Cм.: 2. - С. 61];
1. Метод художественного анализа литературного произведения. Деятельность учителя-словесника на уроке литературы Ильин определяет следующим высказыванием «ничего не делать просто так, все осмысленно» [См.: 2. - С. 56].
На уроках литературы учителю необходимо мастерски использовать различные творческие приемы, для пробуждения интереса учащихся к изучению художественных произведений. Он считает, что «художественная книга требует художественного подхода» [2. - С. 60]. Чтобы анализ поддерживал желание учащихся читать, указывает Ильин, он сам должен быть искусством. Для того, чтобы ученик понимал содержание и сущность литературного текста, учитель должен показать ему те же художественные средства, какими создавалось книга. Только тогда ему будет сопутствовать успех в его изучении.
В книге «путь к ученику» Е.Н. Ильин раскрывает «целый синтетический комплекс весьма непростых средств и умений», из которых сложился его собственный способ общения с книгой: художественный анализ художественного произведения» [2. - С. 61]. Как считает педагог-новатор «такой анализ включает в себя не только яркие детали, острые вопросы, интригующие приемы, страстные монологи, увлекательные задания, но также и личностный отбор знаний, броскую тематику, многожанровость урока, где план не редко напоминает сюжет, а конспект – своеобразную заготовку» [2. - С. 61].
Результатом его многолетнего педагогического поиска явился закон триединое «О»: «Очаровать книгой, Окрылить героем, Обворожить писателем», т.е. заинтересовать, вдохновить и нацелить на успешное прочтение книги. [См.: 2. - С. 61 ].
2. Общение с учеником как с личностью равной учителю.
По мнению Ильина учитель и школьник равны в стремлении познать Лучше отечественную литературу. Это открывает путь к творчеству и учебному общению. «Общение прежде всего духовный контакт…» [1. - С. 237]. Он возможен тогда, кода взаимоотношения между учителем и учеником построены на принципах сотрудничества.
«Сотрудничество, - объяснял Ильин, – это когда обе стороны интересны! Значит, обе стороны надо обеспечить одинаковыми правами. Нет, дистанция между учителем и школьником нужна. Но это не барьер и не стена, которую нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую должны подняться ученики…» [1. - С. 236].
Каждый школьный учитель, какой бы он предмет не преподавал, по сути и в основе, по мнению Ильина, является воспитателем. Призвание учителя словесника – формировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал средствами литературы.
Для воспитания духовной личности он считает необходимым нижеследующее:
- во-первых, воздействовать личностью учителя на личность ученика, воспитывать личность на примере судеб литературных героев, биографий великих людей;
- во-вторых, личность может воспитываться только личностью – той, которая ведет урок;
- в-третьих, отвечать на актуальные, глубинные личностные запросы юношества средствами учебного материала, «совокупностью общенческих навыков, приемов, подходов, способов, рождающих методику личностного контакта» творческим общением с учеником как личностью равной учителю» [2. - С. 61].
Общение, считает он, означает, прежде всего, тот духовный контакт, которого не хватает школьникам. Современные школьники все больше подвержены влиянию кино, радио, телевидения, журналов. Работать по старой схеме «рассказал – усвоили – проверил» в современной школе трудно: «Мы слишком мало доверяем ученику как живой судьбе и за немногие школьные годы стараемся на всю жизнь «напоить» информацией, - подчеркивает педагог-новатор, - точно он верблюд, которому без единого глотка предстоит одолеть Аравийскую или Сахарскую пустыню…Дело-то ведь не в количестве прочитанного, а в мудром и долгом общении с несколькими книгами» [3].
В таких новых условиях работы, отмечает Ильин, учитель-словесник не сможет дать глубокие литературные знания, не овладев искусством общения. Организовать творческий диалог на уроке, значит, по Ильину, провести урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказывать себя, не подстраиваясь под кого-то. Это, наконец, урок приобщения к своему духовному «Я» другого и приобщение себя самого к духовному «Я» других; шаги на встречу, союз равных и разных» [1. - С. 235].
Каждая минута такого урока наполняется богатой духовной работой, а она, в свою очередь, - открывает для учащихся мир художественных произведений.
Творческая позиция для Ильина заключается в том, чтобы «общаться через знания и получать знания через общение. Оно дает школьнику право на свой темп, свой путь, и свой потенциал возможностей и… возвращает его на урок духовного равноправия, где воспитывается творческая личность» [1. - С. 235]. Работая со всеми учащимися класса, он опирается на яркую личность и через него взаимодействует с остальными. Ильин считает, что у каждого урока должен быть свой главный ученик.
Передача знаний благодаря общению и через общение побуждает учителя начать урок не с ответов на вопросы темы у доски, а с разговора учителя с учениками. Учащиеся на уроках Ильина не выходят к доске и не встают, когда отвечают. Он заменяет опрос проблемными вопросами, стимулируя учащихся к открытому, откровенному общению. Благодаря этому он устраняет такие факторы неуспеха, как страх перед оценкой, неловкость перед товарищами.
Вопросы Ильина побуждают учащихся думать, рассуждать, развивать самостоятельное мышление, участвовать в споре, дискуссии, учиться отстаивать свою точку зрения. Для развития самостоятельности ученика Ильин оказывал помощь, но помощь незаметную для самого учащегося. Он не ученика вызывал к доске, а себя к ученику.
1. Общения с книгой как средство воспитания личности.
Учебная работа на уроках литературы способствует не только развитию важнейших нравственных качеств личности, но и влияет на становление характера. Она «открывает путь к творческому (!), учебному (!) общению» [1. - С. 236]. Словесник-дидакт, полагал Ильин, имеет возможность «войти в сотворчество с писателем», его позицией, взглядами и шагнуть дальше книги [См.: 2. - С. 145]. Он убежден, что «с искусством можно и нужно общаться, наполняясь той же свободой, какую оно несет в себе» [2. - С. 146]. Когда на уроках литературы обсуждается острая и волнующая школьников проблема, то учащиеся расширяют «зону» анализа сюжета. Ильин использует здесь прием «переключения одной действительности (реальной, жизненной) в другую – художественную и образную». Общение с книгой у Ильина направлено, прежде всего, на формирование нравственных качеств личности.
Чтобы у каждого, прошедшего сквозь фильтр жизни, - подчеркивает он, - в осадке была чистота, а не пустота, «книгу необходимо сделать инструментом познания Жизни и своего места в ней, - наставляет педагог-новатор, - а не просто и не только учебным пособием. Книга и Жизнь, Жизнь и Книга – вот полный разворот урока на уровне Современного и Своевременного» [1. - С. 237].
Педагог-новатор утверждает, что успешно работать со всем классом умеют многие учителя, с каждым учеником – единицы. Настоящая педагогика, считает Ильин, начинается с отдельного ученика, а не с класса (выделено нами – С.К.). Его многолетняя деятельность включала в себя поиск пути к одному ученику, когда учитель говорит «не с массой – безликой и одинаковой, а с кем-то одним, конкретным ведет диалог, усвоив и памятуя, что путь ко всем начинается с кого-то одного. Он-то и есть герой урока» [2. - С. 62; 51]. Свои лучшие уроки Ильин посвящал каждому конкретному ученику. В то же время в общении на уроке участвуют все: «На хорошем уроке не надо искать ученика: молчит или говорит - он есть!.. И потом, ребятам решать: есть ли они на уроке? Сами по себе? В душе учителя? Вместе с учителем? Или учитель в их душе? Все это разные аспекты незримого общения с учеником, ведущие и к разному успеху, и к разному результату, и к тому, когда успех учителя и есть главный результат» [1. - С. 192]. А успех – это внимание.
В своей педагогической практике Ильин использует индивидуальный подход к ученику. Он утверждает, что учился «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях книг, писателях, решая основную дидактическую задачу урока: как учителю следует работать с учеником, чтобы ученик работал активно.
Исходя из того, что каждый ученик – это личность со своими интеллектуальными, физическим, психическими особенностями, он пришел к выводу, что путь к успеху у каждого должен быть свой: «Успехи всех складываются из успешного продвижения не большинства, а каждого. Но каждый продвигается индивидуально. Значит, имеет право на свой темп, свой путь и свой потенциал возможностей» [1. - С. 230] Ильин убежден: чтобы достичь успеха каждому из учащихся, следует на разных этапах и уровнях изучения литературы работать по - новому, чтобы добиться успеха. При большом объеме информации ученик озабочен не тем, чтобы расти, а, чтобы успеть, не отстать. К сожалению, в школьной практике, отмечает педагог, ценятся, как правило, успевающие, а не растущие. Растущие, но не успевающие, не редко становятся трудными. Учителю необходимо работать так, «чтобы растущие успевали, а успевающие – росли» [1. - С. 231].
Ильин выступает категорически против дополнительных занятий. Секрет обучения, полагает он, состоит в том, чтобы на уроке использовать как можно больше разнообразных источников знаний. Он считал, что учитель не имеет право отставать от времени и «закрывать двери» перед современным информационным пространством. Он должен совершенствовать свое мастерство, повышать свою общую культуру, так как он отвечает за воспитание в ученике Человека.
Через общение на уроке, «полностью выявляется духовный и творческий потенциал учителя, его профессиональная пригодность… Аккумулируя коллективный труд, - отмечает педагог-новатор, - оно делает учение радостью, сочетает воедино образование и самообразование, воспитание и самовоспитание». Устраняет перегрузку, не сокращением программы, а новым типом отношений учителя с учеником, где в основе – доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес, разнообразие форм, стилей, структур урока. Общение – всегда открытый урок. Прежде – для самого учителя, который с помощью ребят открывает себя и уже ключом собственной личности в каждом из них открывает личность» [1. - С. 237].
«Быть и работать на уроке – гарантия успеха, чего не усвоил сам, узнаешь от других», объяснял он [1. - С. 229]. Ученику необходимо открывать перспективу, ибо ничто так не вредит уроку литературы, как двойка, - подчеркивает педагог-новатор. Школьник учится – это главное. Иногда полезнее вместо оценки завести разговор с учеником на тему: «Что еще должен сделать учитель, чтобы в VIII или X классе учиться было так же интересно, как и в I, - легко и трудно, радостно и увлекательно» [1. - С. 229 - 230]. Именно поэтому Ильин выступал против не только итоговой, но и текущей оценки.
Учителю, комментирующему школьное сочинение, Ильин рекомендует выделить в нем небольшой яркий отрывок, отвечающий требованию: в немногом скрыто многое. Школьное сочинение, никогда не бывает совершенным, - поясняет он, «потому отрывками, а не доморощенной законченностью учу ребят радости творческого поиска с абсолютной надеждой на успех» [2. - С. 178].
Анализ подхода создания Ильиным ситуации успеха в общении на уроках литературы как одного из условий формирования гармонически развитой личности позволяет представить соответствующую модель успеха (рис. 2.):
«Секрет обучения, - утверждает Ильин, - в том и состоит, чтобы использовать все источники знаний, сведя их к основному, собирательному – уроку» …» безусловно, при этом, отмечает педагог, «нагрузки будут и, очевидно, должны расти… Но вместе с нагрузками должны расти и творческая инициатива, изобретательность, мастерство – общая и профессиональная культура школьного учителя, отвечающего прежде всего за Человека в ученике» [1. - С. 231].
Школьный учитель должен знать всех своих учеников и каждого из них в отдельности и всех вместе. Его долг Ильин видит в том, чтобы: «помочь школьнику интеллектуально возвыситься до идеала и вместе с ним подняться на ту же высоту – занятие, достойное урока…У каждого возраста, - отмечает Ильин, - свои страницы в книге». Уметь прокомментировать ученикам их и свою страницу – «залог подлинного зрелого общения. Мудрость урока – в совпадении страничек» [1. - С. 232].
«Назначение урока», указывал он, состоит не только в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили содержание книги, а в том, чтобы «вызвать к ней интерес», чтобы достичь успеха, нужно, чтобы ученик поверил в книгу, захотел прочитать ее и впоследствии вернуться к ней, он должен найти в ней свои страницы» [1. - С. 215]. В этом Ильин разделяет позицию В.А.Сухомлинского, утверждавшего, что «к успеху ведет интерес». Его поддерживает совместный творческий поиск на уроке, который вызывает у учащихся интерес не только к предмету, но и к самому учителю. «По-настоящему, - подчеркивает педагог-новатор, - учитель открыт только ребятам. «Голой» методикой на нашем уроке ничего не вытянешь. Нужна душа! А у нее – своя методика!» [1. - С.234].
Благодаря особым образом организованному общению на уроке, Ильин нашел путь к сердцу ученика, отыскал ту «болевую точку», где в гармонии (по линии У-К в треугольнике Ильина) сошлись реальная жизнь и ее художественное, книжное воплощение, став залогом к успеху формирования развитой и высоконравственной гармоничной личности. Как отмечал Н.В. Левашов в книге «Последнее обращение к человечеству: «Пока существует гармония потоков воли, сердца и разума, другими словами, гармония между эфирным, астральным и 1-м ментальным телами, управлять человеком нельзя».
Библиографический список:
1. Педагогический поиск [Текст] / Сост. И.Н.Баженова. – 2-е изд. – М.: Педагогика. - 1988. – 472 с.
2. Ильин, Е.Н. Путь к ученику: раздумье учителя–словесника [Текст] /Е.Н.Ильин// Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение. 1998. – 224 с.
3. Ильин, Е. На урок к себе [Текст] / Е.Н.ильин// Учительская газета. От 1.05 1989.
4. Левашов Н.В. Последнее обращение к человечеству» /Николай Викторович Левашов. Санкт Петербург, ИД.: «Митраков», 2016. - с. 175.
В библиотеке доступно по данному автору: